29 | 03 | 2024
Партнеры
Последние новости сообщества
Меню пользователя
Курсы Валют
Курсы Валют  Дата ЦБ
Нал.USD
29.03 92.26
Нал.EUR
29.03 99.71
Нал.TRY
29.03 28.66

Анну Митянину утвердили в должности вице-губернатора по социальным вопросам «на новый срок».

«Доктору Питеру» она рассказала о том, что будет происходить с реформами,

затеянными в прежние годы, и какие изменения грядут сейчас.

Ясно одно - здравоохранение Петербурга снова ждет оптимизация.

                                                                                                                         Анна Митянина: Здравоохранение Петербурга снова ждет оптимизация                                                           Фото: instagram.com/a.mitjanina/

- Анна Владимировна, полтора года назад делом № 1 вы назвали реформирование системы оказания первичной помощи. И говорили, что будет создан поэтапный план этого самого реформирования. Он создан?

- Да. Но сейчас его основные направления вошли в региональную Программу развития системы медико-социальной помощи, она выполняется в рамках нацпроекта «Здравоохранение». В первую очередь, это «Бережливая поликлиника». Название, конечно, многих уже начинает нервировать, но на самом деле такую реакцию оно вызывает у тех, кто не знает: этот проект не так прост, как кажется на первый взгляд. Если убрать избитые фразы о «сокращении времени для записи и приема», «открытой регистратуре» и «удобных креслах», получится, что «бережливая поликлиника» это медицинское учреждение, в котором эффективно работают с пациентами. А это значит, что в ней, в первую очередь, нет кадрового дефицита: какой смысл приходить в открытую регистратуру, записываться без очереди к врачу, которого нет? Плюс модернизация. Почему пациенты не идут в районную поликлинику? Потому что там не лечат. Потому что и терапевт, и «узкий» специалист давно стали диспетчерами, которые направляют пациентов в консультационно-диагностические отделения стационаров или в КДЦ. Потому что в поликлинике для точной диагностики и лечения ничего нет. Так вот, в бережливой - должно быть.

Губернатор Петербурга поставил задачу — до конца года сделать «бережливыми» все детские поликлиники, а в следующем году — все взрослые (на уровне РФ планы скромнее наших). И мы для этого уже получили деньги из регионального бюджета — более 500 млн рублей. Деньги поступили на счета медицинских учреждений — на ремонт помещений и на дополнительное оборудование. Кроме того, на ликвидацию кадрового дефицита в первичном звене 470 млн рублей тратится из бюджета Терфонда ОМС.

В поликлиниках города не хватает сегодня около 300 врачей. Я дала поручение главным внештатным специалистам этот дефицит ликвидировать в сроки, установленные дорожной картой: во взрослой сети где-то нет эндокринолога, где-то невролога, где-то уролога и проктолога, лучше всего амбулаторная сеть обеспечена участковыми терапевтами. В детстве хуже всего - с лорами и педиатрами. Кроме того, мы получили задание от Минздрава сбалансировать число врачей разных специальностей: одних – много, других – не хватает.

- Частью этого плана был перевод всех районных поликлиник в подчинение комздраву. Что случилось с этой идеей?

- Она «заморожена». Прежде чем к ней возвращаться, нужно понять, сколько это будет стоить городу. Потому что такая реформа потребует серьезных затрат.

Мы создаем Медицинский совет, в который войдут профессионалы, с которыми будут обсуждаться все реформы в здравоохранении, в том числе переход поликлиник из районного подчинения в городское.

- Что представляет собой этот Медицинский совет?

- Губернатор потребовал создать коллегиальную площадку, которая будет рабочим органом при правительстве. В  состав совета войдут представители медицинской науки, практики, общественных организаций от медицины. Такой коллегиальный орган необходим для обсуждения всех реформ в системе здравоохранения, которые грядут в ближайшем будущем.

- Вернемся к реформам, анонсированным ранее. Тогда же, полтора года назад, вы потребовали от организаций всех уровней мобилизовать силы для борьбы со снижением смертности от онкологических заболеваний. Однако в Петербурге до сих пор не утверждена система маршрутизации пациентов. В поликлиниках не выдерживаются сроки приема у онколога, сроки обследования пациентов с подозрением на онкологическое заболевание.

- В этом году в Петербурге должны открыться 8 ЦАОПов — Центров амбулаторной онкологической помощи. В следующем году они откроются уже во всех 18 районах. На их оснащение мы получили в этом году 530 млн рублей из федерального бюджета.

Пока нет ЦАОПов, «узаконенной» маршрутизации быть не может. А когда они появятся, выстроим вокруг них и маршрутизацию, задействуя соответствующие клиники города. А сейчас пациенты направляются на обследование и лечение по старым правилам.

- То есть поликлиники по-прежнему игнорируют возможности качественного обследования и лечения федеральных клиник. У городских специализированных клиник, например, аппараты для лучевой терапии настолько устаревшие, что не понятно, лечат они или калечат. В то время, как в городе существует современная лучевая терапия, городские учреждения «загружают» свои аппараты, потому что в противном случае они лишаются денег за пролеченных пациентов.

- Мы готовим Концепцию развития учреждений здравоохранения. До конца года представим ее правительству Петербурга, обсудим с депутатами Законодательного собрания и медицинским сообществом. В ней будут ответы на все вопросы: какие клиники мы открываем, какие закрываем, какие оснащаем, какие перепрофилируем. Стоит ли строить новые клиники или лучше в федеральных покупать медицинскую помощь. Я уверена, что она должна быть эффективной и современной. В этой концепции будет ответ и на вопрос, сохранять ли подразделение онкологического диспансера на Березовой.

- Нас ждет очередная оптимизация?

- Не очередная, потому что до сих пор ее фактически не было. Но да, оптимизация. Концепция должна будет ответить в первую очередь на вопрос, сколько клиник у нас есть сейчас и сколько должно быть к 2024 году, сколько коек нам требуется для обеспечения медпомощью петербуржцев. То есть, какая у города потребность в стационарной и амбулаторной помощи с учетом населения в 5,4 млн, с учетом специфики заболеваний и, конечно, с учетом федерального медицинского кластера в Петербурге и активно развивающегося медицинского бизнеса.

Пример. Сейчас каждый раз в период эпидподъема гриппа в детских больницах перепрофилируются отделения, чтобы принимать детей с гриппом и ОРВИ, они лежат в коридорах. Мне говорят: уберите из других больниц неонатальные койки, 1-я детская больница с этими пациентами справится. А в остальных на их месте создайте инфекционные отделения. Но это только разговоры. Мы должны все просчитать, чтобы однозначно сказать: с учетом того, что в городе ежегодно рождается столько-то детей с патологией в неонатальном периоде, нам нужно столько-то коек. И такой расчет должен быть сделан по всей стационарной и амбулаторной сети: столько городских, столько федеральных стационаров у нас есть, здесь и здесь они лишние, а в этом районе лучше не строить клинику, а купить помощь у федералов.

- Почему тогда мы пытаемся построить два своих перинатальных центра, если у нас есть два федеральных. Нам их мало?

- Существует норматив, по которому территория с определенной численностью населения должна иметь свой региональный перинатальный центр. Росздравнадзор требует: должно быть. А федеральные клиники рассчитаны на прием пациентов из регионов, а не только на петербуржцев. При этом у нас 6,5 тысяч в год осложненных беременностей и родов, которые должны наблюдаться в перинатальном центре. Они и направляются в Центр Алмазова, Педиатрический университет или в Первый мед, наблюдаются там в период беременности и рожают там же планово.

Но если посмотреть на ситуацию объективно: в Калининском районе нет роддома, а в Петербурге нет регионального перинатального центра. Учреждение, созданное по принципу «два в одном», нас выручит. Губернатор Александр Беглов поручил до 18 октября подготовить проект концессионного соглашения о ГЧП с компанией «ЕКС» по созданию такого учреждения.

- Недавно стало известно, что клиника МЧС заключила соглашение с городом о приеме на лечение петербуржцев с полисом ОМС. Получит ли больше петербуржцев возможность лечиться и в других федеральных клиниках? Особенно с учетом того, что в городских койки постепенно сокращались, и пациенты лежат в коридорах?

- Я давно предлагаю заключать понятные соглашения с федеральными клиниками: с прозрачными объемами медицинской помощи в рамках ОМС - кто, сколько и что делает для городских жителей. В сентябре мы впервые подписали такое соглашение с клиникой МЧС.

В Приморском районе 564 тысячи жителей. В клинике МЧС из 15 тысяч пациентов, пролеченных за год, только 1600 петербуржцев. При этом в районе нет ни одного многопрофильного стационара. Мы договорились, что здесь будет переоснащено отделение сосудистой хирургии, чтобы принимать жителей района с инфарктами и инсультами уже в этом году. Ожоговых пациентов они берут уже сейчас. То есть, с одной стороны, клиника, действительно, очень хорошо оснащена, с другой, пока непонятно, есть ли у нее возможности для лечения того потока пациентов, который туда направят?

Еще одна проблема с федеральными клиниками - они не берут тех пациентов, лечение которых по тарифам ОМС для них невыгодно. Мы будем заключать соглашения с теми, кто хочет с нами работать и оказывать помощь пациентам с нетипичными случаями заболевания, проводить высокотехнологичные хирургические вмешательства — делать то, чего в городских клиниках нет.

- Что будет с городской программой «Онкология», по которой за счет регионального бюджета закупались лекарства для пациентов с онкологическими заболеваниями, учитывая, что химиотерапия теперь полностью финансируется фондом ОМС?

- Программа будет по-прежнему приниматься и финансироваться. По ней будут обеспечиваться лекарствами те пациенты, которые нуждаются в приеме препаратов после интенсивного лечения в стационаре.

- Весной по результатам проверки Контрольно-счетной палаты были закрыты районные отделения хронических вирусных инфекций (ОХВИ), где пациенты с ВИЧ могли получать лекарства. Вашим волевым решением их открыли. Но они по-прежнему работают незаконно. Скоро КСП должна выйти на проверку выполнения предписания — либо закрыть, либо узаконить существование ОХВИ. Будете закрывать?

- Комитет по здравоохранению попытался их узаконить. Но сначала районные отделы здравоохранения отказались передавать Центру СПИД помещения, в которых были расположены отделения хронических вирусных инфекций, а узаконить их работу можно было только так. Кроме того, даже если бы эти кабинеты были закреплены за Центром, они не соответствуют Порядкам оказания медицинской помощи по этому заболеванию, а значит лицензировать их невозможно. К тому времени, когда все это было осознано, Минздрав распорядился выдавать лекарства только в аптеках (аптечных киосках). Поэтому сейчас комитет обсуждает с «Петербургскими аптеками» возможность открытия аптечных пунктов в поликлиниках, в которых лекарства будут выдаваться не только для пациентов с ВИЧ, но и для пациентов с онкологическими заболеваниями. (Сейчас для лечения в амбулаторных условиях, они получают лекарства в Городском онкодиспансере, Городском онкоцентре и Сестрорецкой больнице №40)

- Год назад при комитете была создана Дирекция по госзакупкам, появление которой было воспринято неоднозначно, поскольку централизация закупок лекарственных препаратов для стационаров может повлечь серьезные проблемы с лекарственным обеспечением лечебного процесса. До сих пор она существовала лишь номинально, а в этом году, похоже, дирекция все-таки начнет выполнять функцию закупщика?

- Действительно, до недавнего времени она только согласовывала технические задания, но закупок не проводила. Ее полномочия в качестве оператора — закупщика медикаментов и медтехники для городских больниц не были юридически оформлены. Теперь она заработает в полную силу. Думаю, благодаря этому мы получим экономию бюджетных средств.

- В Петербурге проводится конкурс на включение в кадровый резерв руководителей городских медучреждений. И в нем даже были победители. Кто-то из них был назначен на ту руководящую должность, на которую претендовал? Будет ли конкурс продолжаться?

- Пока продолжения не будет. Да, конкурс проведен, но ни одного победителя этого конкурса на должность главного врача так и не назначили. И думаю, в ближайшее время не назначат. Потому что конкурсы проводились на вакансии конкретных медицинских учреждений. А мы сейчас говорим о том, что готовится оптимизация сети клиник в соответствии с подготавливаемой концепцией. Так что пока любые назначения преждевременны.

- В Петербурге перешли на одногодичную систему заключения контрактов с руководителями государственных учреждений, в результате главные врачи чувствуют себя временщиками. Нет ли желания пересмотреть это условие договора?

- Мне тоже об этом много говорили. Но мы посмотрели на опыт Москвы — там давно уже перешли на годичные контракты. И я считаю это правильным. Потому что рассуждаю так: если в течение года у главного врача нет кредиторской задолженности, нет текучки кадров, нет жалоб от пациентов, то контракт продлевается.

Хотя, надо, конечно, все эти показатели рассматривать индивидуально. У кого-то кредиторская задолженность может образоваться по объективным причинам, у кого-то… Смотрите, пришел новый главный врач в Городскую больницу №38 (Пушкин) и на хорошей почве получил огромную кредиторскую задолженность. Выявились такие злоупотребления, что с ними разбирается прокуратура.

- В этом году проблемы с лекарственным обеспечением были очень серьезными, даже в 2015 году, когда резко вырос курс доллара, таких перебоев с препаратами не было. Что ждет петербуржцев, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарствами. На носу - организация закупок на 2020 год?

- Проблем с лекарствами было много — с 1 января были введены новые правила, из-за которых поставщики перестали участвовать в конкурсах, если их не устраивала цена. Вторая причина этих проблем — недостаток денег. За год на лекарственное обеспечение потрачено 6 млрд рублей — это лишь половина от нашей потребности. Мы подали заявку на 2020 год в размере 12 млрд рублей. В эту сумму включены все препараты для всех льготных категорий. Наша заявка получила одобрение в финансовом комитете ЗАКСа, но какой будет конечная цифра, мы пока не знаем.

- Город принял решение обеспечивать в течение года бесплатными лекарствами пациентов, перенесших стентирование сосудов. Однако по данным «Доктора Питера», эти бесплатные препараты оказались невостребованными и пришлось принять решение об обеспечении лекарствами и тех, кто перенес инсульт.Почему, как вы считаете, такая важная программа забуксовала?

- Действительно, в первой половине года до поликлиник не доходили сведения о выписанных пациентах, и там не смогли составить списки пациентов, нуждающихся в препаратах. Но уже сегодня процесс оповещения о выписке пациента между стационаром и поликлиникой налажен, лекарства назначаются. На это предусмотрено в 2019 году 200 млн рублей.

Ирина Багликова

© Доктор Питер

Календарь
Март, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Деловые дамы vk
<
>